МОУ "Хребтовская СОШ"
п. Хребтовая Нижнеилимского района
  • Антибуллинговая хартия

    Образовательные учреждения, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, подписавшие настоящую Хартию, далее именуемые – Стороны («Организации» или «Образовательные учреждения»), признавая, что: — в соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; — в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, «никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»; — в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, «никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию»; — в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию»; — в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах. «участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира»; — в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «педагогические работники, обучающиеся обязаны соблюдать локальные акты образовательной организации и иные локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, а также то, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации», будучи убеждены, что: — образовательный процесс должен строиться на основах взаимного уважения всех участников; — создание комфортной и безопасной среды для учеников и учителей в образовательных учреждениях является залогом повышения качества образования, формирования самостоятельной полноценной личности, ответственного члена гражданского общества; — уважение достоинств и особенностей каждого участника образовательного процесса, атмосфера уважения каждой личности и дружелюбия в Образовательных учреждениях являются обязательными условиями воспитания и образования, договорились о нижеследующем: Стороны обязуются утвердить настоящую Хартию в качестве внутреннего нормативного документа и обеспечить ее соблюдение всеми участниками образовательного процесса, как они определены ниже:
    Антибуллинговая хартия.

    СТАТЬЯ 1 ЦЕЛИ ХАРТИИ

    Настоящая Хартия принята и утверждена с целью предупреждения и недопущения школьной травли (буллинга), а также определения порядка взаимодействия при обнаружении признаков школьной травли (буллинга). Настоящая Хартия устанавливает правила поведения, права и обязанности Образовательных учреждений, их руководителей, их работников, учащихся, родителей и иных законных представителей учащихся при взаимном общении (как внутри Образовательных учреждений, так и за их пределами, включая общение в сети Интернет).

    СТАТЬЯ 2 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    2.1. Школьная травля (буллинг) – систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц. Школьной травлей (буллингом) признаются, в частности: — бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли); — исключение из группы; — обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ; — умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества; — публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли; — распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений); — кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет); — любые иные формы систематического насилия группы лиц по отношению к жертве травли;

    2.2. Сторонами травли являются: • зачинщик травли (буллинга) – лицо, которое с использованием своего особого положения в коллективе, связанного как с властными полномочиями, так и с физическим, интеллектуальным или иным преимуществом, является организатором травли. Зачинщиком травли может быть признан как любой участник образовательного процесса, а также сотрудник Образовательного учреждения, так и один или несколько родственников учащегося; • жертва травли (буллинга) – лицо, в отношении которого осуществляется травля; • участник травли (буллинга) – лицо, которое по предложению зачинщика травли присоединилось к травле; • свидетель травли – участник образовательного процесса, сотрудник Образовательного учреждения, законный представитель учащегося, которому стало известно об эпизодах травли.

    2.3. Организация травли (буллинга) – объединение группы с призывами осуществлять в отношении одного или нескольких лиц недружественные и агрессивные действия, имеющие признаки травли (буллинга), в соответствии с настоящей Хартией. 2.3. Участниками образовательного процесса являются: • сотрудник Образовательного учреждения – лицо, выполняющее трудовую функцию на территории Образовательного учреждения; • директор Образовательного учреждения – сотрудник Образовательного учреждения, осуществляющий руководство им; • администрация Образовательного учреждения – сотрудники Образовательного учреждения, на которых, в соответствии с внутренними документами Образовательного учреждения, возложены руководящие функции; • педагогический работник (учитель) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с Образовательным учреждением и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; • учащийся -   несовершеннолетний, осваивающий образовательную программу в Образовательном учреждении, являющимся стороной настоящей Хартии; • законный представитель учащегося – родитель, попечитель, опекун учащегося, являющийся его законным представителем в соответствии с законодательством РФ. Учащиеся, их родители (или иные законные представители), сотрудники Образовательного учреждения могут являться любой из сторон травли.

    2.4. Внутренний нормативный акт о травле – принятый в соответствии с уставом Образовательного учреждения ,в рамках полномочий единоличного органа управления, нормативный документ, обязывающий всех участников образовательного процесса и сотрудников Образовательного учреждения соблюдать настоящую Хартию, и устанавливающий дисциплинарные меры ответственности учеников и сотрудников Образовательного учреждения за нарушение положений Хартии.

    СТАТЬЯ 3 ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ДРУГИХ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    3.1. При взаимодействии с учащимися Образовательного учреждения, педагог (воспитатель), а также другие сотрудники Образовательного учреждения в Образовательном учреждении не должны: — допускать оскорбительные высказывания в отношении любого учащегося или его родственников; — допускать какие бы то ни было меры физического воздействия в отношении любого учащегося; — проявлять в отношении любого учащегося дискриминацию по религиозным, национальным, расовым, гендерным, имущественным или иным признакам; — применять меры коллективной ответственности группы учащихся за действия, совершенные одним учащимся; — призывать учащихся к бойкоту одного или нескольких учащихся, или к иным действиям, подпадающим под понятие травли, изложенное в настоящей Хартии; — чрезмерно критиковать и комментировать личностные особенности учащихся, их межличностные отношения и чувства в присутствии других учащихся; — давать прозвища и клички учащимся; — подчеркивать разницу между учащимися в интеллектуальном, социальном или любом другом аспекте; — применять меры наказания к учащимся в присутствии других учащихся; — пренебрежительно относиться к отдельным учащимся; — культивировать тоталитарный стиль жесткого иерархического взаимодействия; — игнорировать оскорбления в отношении себя; — поддерживать или признавать нормой ситуацию травли; — совершать иные действия, оскорбляющие и унижающие участников учебного процесса, признанных таковыми в соответствии с настоящей Хартией.

    3.2. При обнаружении признаков школьной травли между учащимися, сотрудники Образовательного учреждения обязаны предпринять все, от них зависящее, для пресечения травли, включая, но не ограничиваясь следующими возможными мерами: беседа с зачинщиком и участниками травли, беседа с родителями зачинщика и участников травли; а также в обязательном порядке незамедлительно сообщить директору Образовательного учреждения о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования и решения вопроса о принятии мер, направленных на прекращение травли, а также дисциплинарных мер к зачинщику и участникам травли.

    3.3. При обнаружении признаков травли, зачинщиком которой является сотрудник Образовательного учреждения, другой сотрудник Образовательного учреждения обязан незамедлительно сообщить директору Образовательного учреждения о ставших им известными эпизодах травли с целью информирования, пресечения школьной травли и решения вопроса о принятии дисциплинарных мер к соответствующему сотруднику Образовательного учреждения.

    3.4. Сотрудник Образовательного учреждения обязан незамедлительно сообщить директору Образовательного учреждения об обращении к нему участников образовательного процесса, передавших информацию о действиях, подпадающих под понятие школьной травли, изложенное в настоящей Хартии.

    3.5. Сотрудник Образовательного учреждения обязан сохранять анонимность учащегося, сообщившего о ставших ему известными фактах школьной травли, если просьба сохранить анонимность была озвучена.

    СТАТЬЯ 4 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

    4.1. Учащийся имеет право на: — уважение его чести и достоинства каждым; — образование, направленное на полное развитие человеческой личности; — защиту от травли, организованную как другими учащимися, так и сотрудниками Образовательных учреждений; — обращение к педагогическому работнику и (или) директору Образовательного учреждения с целью защиты от школьной травли; — требование от сотрудников Образовательного учреждения принятия незамедлительных мер по пресечению школьной травли, на кого бы она ни была направлена; — сохранение анонимности его обращения к сотруднику Образовательного учреждения по поводу школьной травли, если такое условие было им озвучено; — защиту от неблагоприятных последствий, связанных с его обращением к любому сотруднику Образовательного учреждения по поводу школьной травли.
    4.2. При взаимодействии с другими участниками учебного процесса учащийся не должен: — допускать оскорбительные высказывания в отношении участников учебного процесса (учащихся, сотрудников Образовательного учреждения, законных представителей (родителей) учащихся); — совершать в отношении других участников учебного процесса действия оскорбительного характера, в том числе плевать, толкать, демонстрировать реальное или ложное намерение совершить насилие (например, замахиваться без намерения ударить), бросаться предметами и прочее; — применять физическое насилие; — инициировать обращение к участнику учебного процесса с использованием прозвищ, носящих оскорбительный (негативный) характер; — повреждать и уничтожать чужое имущество; — организовывать коллективное игнорирование (бойкотирование) одного или нескольких участников учебного процесса;  — присоединяться к травле, организованной другим учащимся или сотрудником Образовательного учреждения; — формировать группы, единственной целью которых является организация травли в отношении другого участника учебного процесса; — призывать других учащихся к действиям, подпадающим под понятие школьной травли, изложенное в настоящей Хартии, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников Образовательного учреждения; — совершать иные действия, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в настоящей Хартии, в отношении одного или нескольких учащихся, сотрудников Образовательного учреждения

    4.3. Учащийся вправе сообщить о случаях школьной травли любому сотруднику образовательного учреждения, независимо от того, является данный учащийся жертвой, свидетелем или участником травли. Сотрудник образовательного учреждения на основании полученного обращения учащегося обязан принять меры в соответствии со статьей 3 настоящей Хартии.

    СТАТЬЯ 5 ОБЯЗАННОСТИ ДИРЕКТОРА И АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    5.1. Директор образовательного учреждения, присоединившегося к настоящей Хартии: — принимает меры к профилактике и выявлению школьной травли; — информирует участников учебного процесса о признаках школьной травли, ее опасности, методах выявления и пресечения; — организует, в том числе с привлечением профильных некоммерческих организаций, лекции, семинары, практические занятия, способствующие борьбе со школьной травлей; — взаимодействует с государственными органами, другими образовательными учреждениями, законными представителями учащихся с целью обобщения практики борьбы со школьной травлей.

    5.2. Администрация Образовательного учреждения обязана регистрировать любые обращения о фактах школьной травли, реагировать на них и принимать все меры по выявлению и пресечению школьной травли, включая, но не ограничиваясь следующими: — замена классного руководителя; — организация совместных бесед с участниками травли, законными представителями учащихся; — образование согласительных комиссий; — обращение к медиаторам; — создание профильной внутришкольной организации учащихся, деятельность которой направлена на предотвращение травли, урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса, имеющими признаки травли; — привлечение профильных некоммерческих организаций; — применение в отношении зачинщиков и участников травли дисциплинарных мер ответственности, предусмотренных законом.

    5.3. Директор Образовательного учреждения обязуется принять в соответствии с настоящей Хартией внутренний нормативный акт о травле.

    СТАТЬЯ 6 ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ

    6.1. На территории Образовательного учреждения законным представителям учащегося запрещается: — общаться с учащимися, законными представителями которых они не являются, без присутствия педагогов или законных представителей таких учащихся; — допускать оскорбительные высказывания, а равно совершать иные действия в отношении участников учебного процесса, подпадающие под понятие школьной травли, изложенное в настоящей Хартии.

    6.2. Законные представители учащихся имеют право обращаться к сотрудникам и администрации Образовательного учреждения по поводу ставших им известными фактов школьной травли, требовать принятия соответствующих мер и участвовать в рассмотрении их обращений.

    СТАТЬЯ 7 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    7.1. Организации, подписавшие настоящую Хартию или присоединившиеся к ней впоследствии, обязуются принять (издать) внутренний нормативный акт о травле в качестве внутреннего документа Организации, обязательного к применению, в течение одного месяца с даты подписания.

    7.2. Организация признается участником настоящей Хартии с момента принятия (издания) внутреннего нормативного акта о травле, предусмотренного п.7.1. настоящей Хартии.

    7.3. Организация прекращает быть участником Хартии с момента отмены внутреннего нормативного акта, предусмотренного п.7.1. настоящей Хартии.

    7.4. Участники настоящей Хартии имеют право на размещение информации о них на официальном портале программы Травли NET (травлинет.рф).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике